All4smoke.ru

Про наркотики и зависимость
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Музей-корабль “Катти Сарк”; легенда морской истории

Музей-корабль “Катти Сарк” – легенда морской истории

Cutty Sark day view

Корабль “Катти Сарк” в Гринвиче (источник – PhotosForClass)

Первая ассоциация, которая возникает у большинства при упоминании Гринвича, это, конечно же, обсерватория. Но гораздо меньше людей знают, что, кроме нулевого меридиана, здесь находится еще и музей “Катти Сарк”. Это старинный британский клипер, который использовался для грузовых перевозок из Китая и Австралии. Самое интересное то, что он был одним из самых быстрых кораблей своего времени. Если вы посетите Национальный морской музей неподалеку, то узнаете еще больше секретов о морских достижениях Британской империи. А мы поделимся с вами интересными фактами о корабле “Катти Сарк”.

Собственно сам процесс.

Внимательно изучив содержимое коробки, чертежи и прочитав почти все статьи и обзоры на ставшем любимым тогда уже сайте, пришёл к выводу, что потребуются ещё некоторые расходы. Для начала была куплена в Чипе и Дипе аккумуляторная минидрель. В наборе была зарядка, набор цанг и разных полезных насадок — классная вещь! На свёрла тратиться не пришлось, так как был неплохой запас ещё с <тех> времён (как знал!). Там же были куплены набор пинцетов и пара маленьких кусачек. Далее был поход на строительный рынок — добыча состояла из пачки разнокалиберной наждачки, лака, морилки, клея ПВА и ещё нескольких нужных вещёй. Вроде всё — можно начинать.

Каркас собрался на удивление легко, подгонять почти нигде не пришлось. Окончательно зашкурив шпангоуты и киль, собрал каркас на ПВА

Каркас

Рис. 2. Готовый каркас.

Пока всё высыхало, начал готовить рейки для обшивки палубы. Сами рейки мне не понравились — особенно края, нарезанные под разными углами, трудно поддавались зачистке и ломались при малейшем усилии. Когда клей высох, закруглил напильником края шпангоутов и киль со вставками спереди и сзади и принялся за палубу. Следуя совету на сайте, закрашивал один край рейки чёрным маркером и по инструкции приклеил рейки сначала от центра к одному краю, потом другую сторону. Сделав главную палубу, принялся за ют, после чего настало время гвоздей. Работа с минидрелью шла неплохо, сначала делал ряд отверстий, потом с небольшим натягом вставлял гвоздик и откусывал шляпку. Снизу для верности налил на торчавшие концы густого ПВА. При последующей чистовой зачистке палубы появилась проблема с металлической пылью от гвоздей, которая втиралась в дерево. Пришлось сдувать и зачищать почти одновременно. Об этой проблеме также написано на сайте и даны разные варианты её решения. Далее встал вопрос о подставке, в наборе её не было и после недолгих раздумий из ящика со всяким хламом была извлечена подставка от масштабной машинки. Снизу вовнутрь для веса был вклеен кусок ДСП, остальное выпилено из фанеры и по диаметральной плоскости сделаны два отверстия для крепления модели к подставке. На киле в тех же местах с обеих сторон приклеил квадратики из фанеры, в сделанные отверстия вклеил гайки и отцентровал. Позже эти гайки снизу прижались приклеенным килем, поэтому выпасть уже никуда не могли.
Обшивка корпуса — это целая песня. Набор предлагает вариант с одинарной обшивкой, в нецелесообразности которой я скоро убедился, когда после предварительной покраски стало видно ребристость корпуса на шпангоутах. Пришлось всё обдирать и потратить огромное количество времени, чтобы вывести наждачной бумагой это безобразие. Если бы я начал делать модель сейчас и зная о возможных проблемах, то, конечно, сделал бы двойную обшивку и советую тем, кто будет собирать этот набор — делайте обязательно двойную! Правда придётся самому нарезать рейки толщиной 1-1,5мм для черновой обшивки и сделать бОльший объём работ, но оно того стоит. Саму обшивку делал сверху вниз, на носу проблем с прилеганием планок почти не было, так как он острый и без сильных изгибов. С кормой пришлось повозиться и сделать несколько вставок.

Читайте так же:
Обзор виски William Lawson’s (Вильям Лоусонс)

Обшивка корпуса

Рис. 3. Обшивка корпуса в районе носа и кормы.

Выше ватерлинии по подбору цвета планок красоту можно было особо не наводить в виду последующей шпаклёвки и окраски ее в чёрный цвет. Фальшборта встали без особых проблем. Единственное, я сделал ошибку, что не примерил палубу бака сразу перед приклейкой фальшбортов. Как потом оказалось, по ширине они получились уже, чем сама палуба, пришлось очень аккуратно раздвигать борта, вклеивать распорку и сверху ставить палубу. В общем, после долгих мучений по зачистке, шпаклёвке, окраске, обнаружению <ребристости>, обдирке, опять зачистки и т. д. корпус был готов и установлен на подставку.

После некоторого перерыва, раздумий по поводу правильности выбора набора (как уже писалось выше) и приведения нервов в порядок, приступил к надстройкам и остальным палубным деталям. Надо сказать, что это оказалась самая нетрудная и приятная часть работы. Конечно, хотелось бы отметить отвратительное качество литых деталей у Artesania Latina, особенно очень большие ступеньки между половинками отливок. Из-за этого часть деталей пришлось забраковать и изготавливать самому, в частности это касается кнехт, уток и бугелей на реях. Носовая дама тоже не вызывала восторга, но её я не решился заново делать и после нескольких косметических операций в разных частях тела она была посажена через небольшой штифт на место. Интересно, такое литьё только у меня попалось или это <болезнь> фирмы. Литьё шлюпок также было далеко до совершенства, много раковин — шпаклёвка и зачистка сделали своё дело. Однако пора браться за мачты.

Палубные детали

Рис. 4. Палубные детали.

Толстые заготовки для мачт были ровные, почти идеальные, но заготовки маленького диаметра оказались с какими-то ступеньками по сторонам, если смотреть с торца. Я так понял, что они появились после обработки станком, на котором им придавалась круглая форма. Назрела необходимость покупки универсального станка, опять помог Валентин, любезно согласившийся продать последний экземпляр станка Unimat. Также выручил мотком латунной проволоки, которая некстати закончилась из-за того, что я неправильно замерил длину вант-путенсов (семь раз отмерь:). Станок оказался очень даже работоспособным и вполне годным для всяческих мелких работ, в чём, если честно, я сначала очень сомневался. Мачтам, стеньгам и реям была придана нужная форма. Работа на станке облегчалась еще тем, что у него вал, на котором крепится патрон, пустой внутри (как у взрослых 🙂 ).

На клиперах юферсы и вант-путенсы крепся на внутренней стороне фальшбортов

Рис. 5. На клиперах юферсы и вант-путенсы крепся на внутренней стороне фальшбортов.

После сборки мачт принялся вязать выбленки на вантах. Кстати количество юферсов в наборе было впритык, осталось один или два, а над блоками долго ломал голову. Были 4, 5 и 6 мм, но подходили только 4 мм, если я правильно прикинул по масштабу. А по количеству их никак не хватало. Короче, пришлось 5 миллиметровые укорачивать со всех сторон, а недостающие делать самому. Не совсем понятно, по какому принципу на фирме комплектуют эти наборы, чего-то остаётся навалом, а что-то приходится либо докупать, либо заниматься творчеством. Мне, к примеру, не трудно что-то самому сделать — это же не конструктор лего, на то он и набор, а людям, впервые решившим этим заняться, наверное не сладко приходится. Помнится, на форуме эта тема поднималась, только поймите меня правильно — к продавцам никаких претензий. Мачты встали идеально по всем плоскостям, после установки стоячего такелажа и вязки выбленок модель была накрыта плёнкой и поставлена на шкаф, так как предстояла большая работа по реям. Сначала установил бугеля, большинство из которых пришлось паять самому, благо, что латунных полос положили с запасом. Потом установил леера, обушки, которые были в наборе для них, уменьшил в диаметре, вообще по ходу работы постоянно сталкивался с несоответствием размеров готовых деталей с размерами на чертежах. После сделал перты и установил на реях все необходимые блоки. Установив реи на места, началась работа по протяжке бегучего такелажа. Как правильно замечено во многих обзорах, от часов и остального металла с рук лучше избавляться сразу, потом может быть поздно.

Читайте так же:
Виски Hankey Bannister (Ханки Баннистер) и его особенности

Вооружение рея

Рис. 6. Вооружение рея.

Собственно сейчас модель почти готова, идут вялотекущие работы по доводке всяческой мелочёвки. Сильно не ругайте за недочёты и промахи, всё-таки первая модель после почти пятнадцати лет простоя, фотографии находятся в галерее.

Парусник «Катти Сарк»

Три мачты, тысячи квадратных метров белоснежных парусов, 85 метров от кормы до бушприта, более 50 метров высота от ватерлинии до топа грот-мачты, сотни метров канатов и десятки голоторсых матросов на борту…

Все это – знаменитый исторический парусник «Катти Сарк», вошедший в историю как самый быстроходный клипер XIX века.

«Чайные гонки»

История парусника началась в 1869 году, когда он 23 ноября был спущен на реку Клайд. В то время Британия была охвачена модой на чаепитие, и импортеры китайского чая получали немалые прибыли. Владелец судна, Джон Уиллис, собирался использовать парусник именно для этих целей. Конструктивно клипер имел наивысшие оценки судостроителей тех времен и подавал большие надежды, но годом ранее на воду было спущено ещё одно судно — «Фермопилы». Оно стало главным конкурентом «Катти Сарк» в «чайном состязании».

Клипер Катти Сарк - один из участников знаменитых чайных гонок

Соревнования среди чайных клиперов проводились с 1859 года. Одновременно корабли со свежим урожаем чая на борту начинали свой путь в Шанхае и финишировали в Лондоне, не заходя в порты. Умение капитана и команды управляться с судном, многолетняя морская практика и удача приносили хорошие доходы — победитель в гонке получал большую премию, да и свежий чай стоил дороже.

Удача не была благосклонна к «Катти Сарк». Дважды она занимала третье место, но прославилась в гонке 1872 года, состязаясь с клипером «Фермопилы» на скорость. Оба парусника попали в шторм, и «Катти Сарк» потеряла руль. Капитану Моуди удалось удерживать корабль на нужном курсе благодаря плавучему якорю, а в это время судовой плотник мастерил новый руль. На палубе была разбита кузница, работа буквально кипела, ведь морские волны гуляли под ногами мастеров.

Клипер Катти Сарк - легенда чайных гонок

8 суток люди и море боролись в неравном бою. Однажды даже опрокинулся горн, а кузнеца чуть не убило брусом из раскаленного железа, но чайный клипер и его экипаж не сдались. 18 октября 1872 года они достигли берегов Англии, всего на неделю отстав от «Фермопила». Путешествие заняло 122 дня и принесло всемирную известность «Катти Сарк» благодаря несгибаемой воле к победе её капитана.

Причалила навечно

Прогресс неутомим, и парусники были вытеснены с китайских и индийских линий пароходами. Чай стали продавать купированный, то есть смешанный из разных сортов. Он имел постоянный аромат и насыщенный вкус, а его запасы пополнялись неспешно и круглогодично. В итоге надобность в чайных гонках на клиперах отпала сама собой.

История парусника Катти Сарк

Но противостояние «Катти Сарк» и «Фермопила» не завершилось. Оно длилось на протяжении 25 лет. Клипера стали возить в Англию шерсть из Австралии. В одном из таких плаваний парусник лишился всех своих мачт. На этой линии был установлен рекорд скорости парусных суден: «Катти Сарк» летела по волнам, словно белоснежное облако по небу, со скоростью 15 узлов.

Читайте так же:
Обзор виски Jim Beam Double Oak

История легендарного парусника сложилась чертовски удачно — это единственный чайный клипер, доживший до наших дней. Судно неоднократно переходило из рук в руки и меняло облик. В 1922 году оно попало к капитану Уилфреду Доумену, который вернул ему изначальный дизайн и прежний вид и стал обучать на нем моряков, курсируя вдоль берегов Англии.

Парусник-музей Катти Сарк в Гринвиче

В 1954 году чайный клипер стал на стоянку в сухой док Гринвича. Теперь это музей, который пользуется невероятной популярностью у туристов.

Испытание огнем

Но и на этом приключения «Катти Сарк» не завершились.

Утром 21 мая 2007 года корабль охватило неистовое пламя. До того, как пожар удалось затушить, было уничтожено 75% деревянной обшивки судна. Как выяснилось позднее, причиной инцидента стал невыключенный пылесос.

Катти Сарк - единственный клипер 19 века, который сохранился до наших дней

В 2012 году королева Елизавета снова открыла восставший из пепла клипер «Катти Сарк» для посещения. На его ремонт ушло 50 млн фунтов и 5 лет кропотливой работы лучших мастеров королевства.

Особенности напитка Особенности напитка

Шотландский виски обладает приятным янтарно-желтым цветом, на этикетках со скотчем пишут Whisky, тогда как остальные разновидности этого напитка называются Whiskey. Кроме того, скотч отличает и несколько других особенностей, к примеру:

  • Как уже отмечалось ранее, скотч изготавливается только в Шотландии, хотя к стране его разлива столь жестких условий не предъявляется;
  • Он обладает собственным запахом с отчетливыми нотками дыма, этот аромат является результатом просушки солода дымом горящего торфа. Аромат скотча является его главным отличием от всех других разновидностей виски (ирландского и пр.);
  • При его изготовлении не используется кукуруза, скотч перегоняют только из цельных зерен или же ячменного солода;
  • Производственный процесс требует обязательной двойной перегонки полученного сусла;
  • На протяжении как минимум трехлетнего периода шотландский виски выдерживают в дубовых бочках, которые ранее уже использовались для хранения алкоголя. В итоге он приобретает своеобразный и выразительный вкус.

Клиперы Российского императорского флота

Клиперы Российского императорского флота

Проблем было много, в первую очередь с паровыми машинами, но их решили, и в январе 1855 года шесть кораблей («Разбойник», «Опричник», «Стрелок», «Пластун», «Наездник» и «Джигит») были заложены в Архангельском Адмиралтействе. Кораблики вышли неплохие:

Но на Крымскую войну они не успели, и было решено использовать их на Дальнем Востоке. Решение единственно разумное – в Европе большая война в ближайшее время стала невозможной, а готовить кадры для нового парового флота было необходимо. И лучше готовить их в дальних плаваниях и в обстановке, близкой к боевой. Хотя сначала была Балтика, куда новопостроенные парусно-винтовые корабли отправились сразу же после постройки. А уже оттуда, с 1857 по 1859 годы, они уходили на Дальний Восток. Корабли производили впечатление:

Но жизнь их оказалась короткой и довольно трагичной. Из шести кораблей погибло два – «Пластун» на Балтике в 1860 году от взрыва крюйт-камеры по неясной до сих пор причине, а «Опричник» в Индийском океане просто пропал, версий много, но истина ушла на дно вместе с кораблём. Остальная четверка вернулась уже в другой Кронштадт и в состав другого Балтийского флота, флота парового и броненосного, где клиперам этого типа места не было. Да и денег на ремонт после труднейшей службы и похода не было, у флота в приоритете были мониторы для обороны Петербурга. В итоге в 1866 году совсем молодые корабли сданы порту, а с 1867 их начали исключать. Один разобрали, два стали мишенями для мин и снарядов, единственный «Стрелок» стал блокшивом и протянул в этом качестве до 1878 года.

Читайте так же:
Обзор виски Kilbeggan (Килбегган)

Корабли ушли, но начало новому классу кораблей нашего флота было положено.

Вторая серия

Вторая серия парусно-винтовых клиперов оказалась счастливее, может – потому как была «иностранцами» по постройке, да строилась-проектировалась неспешно и не во время войны, а может – потому как опыт эксплуатации судов данного класса уже поднакопился.

«Гайдамак», построенный в Англии в 1860 году, сразу же отправился на Дальний Восток под командованием лейтенанта Пещурова.

Путь был непростым: Бразилия – Батавия – Гонконг – Шанхай, а дальше была служба. Исследование залива Петра Великого и открытие бухты Гайдамак, исследование бухты Находка, поход на Сахалин, где в Дуэ, при погрузке угля, клипер оказался на мели. Корабль хотели списать, но в итоге спасли и служба продолжилась.

Походы в Китай, в Сиам, на Филиппины, на клипере служил будущий писатель Станюкович. Тихоокеанская экспедиция Попова в США для поддержки Севера против Юга (фактически против Англии).

Клипер прошёл множество миль и множество стран, домой же «гайдамаки» вернулись только в 1864 году. Вернулся для ремонта и обучения, дабы в 1869 году снова уйти на Дальний Восток. Второй поход был гораздо скучнее и спокойнее, три года клипер использовали по сути как транспорт.

Был ещё и третий поход, и исследования в Приполярье, и новая экспедиция в США, и включение в состав эскадры Лесовского в 1880 году. Спустя пять лет один из самых знаменитых русских кораблей 19 века списали.

Второй клипер «Абрек», построенный в Финляндии, во многом повторил судьбу «Гайдамака», за исключением финала. После расформирования эскадры Лесовского клипер остался на Дальнем Востоке, охранял котиковые промыслы, потом служил блокшивом во Владивостоке. Косвенно блокшив поучаствовал и в Русско-Японской войне, служа судном-отопителем для отряда подводных лодок. Разобрали блокшив только в 1908 году.

«Всадник», под командованием капитан-лейтенанта Бирилева, оказался менее счастливым, начав службу с посадки на мель ещё во время испытаний на Балтике. В 1866 году он тоже отправился на Дальний Восток, где служил на Сахалине. Второй поход – исследование побережья Чукотки и Вторая американская экспедиция. Списан в 1881 году на Балтике.

Третья серия

«Камушки» («Жемчуг», «Алмаз», «Изумруд», «Яхонт») были построены в России в 1860-63 годах. Ещё чуть больше водоизмещение, выше скорость под парами (13 узлов), выше дальность и современнее вооружение. Судьба их тоже была типичной для кораблей того времени – походы на Дальний Восток сменялись на учения и ремонты на Балтике, дабы снова отправиться на Дальний Восток. Знаменитым стал клипер «Изумруд», участвовавший в экспедиции Миклухо-Маклая. Корабли даже после многолетней службы были надёжными.

Но их время прошло, а тратить деньги на модернизацию и перевооружение деревянных крейсеров никто не стал. Несмотря на добротность постройки и надёжность механизмов, в море уже царили совсем другие корабли.

Четвертая серия

Спустя десять лет после камушков началась постройка клиперов второго поколения – типа «Крейсер». Для своего класса они были совершенством, лишний раз доказав пользу серийной постройки и плавного развития типа корабля от типа к типу, но они опоздали. Вины конструкторов в этом нет: на момент начала постройки «Крейсера» такие корабли были ещё актуальны, к моменту достройки «Опричника», в 1881 году – уже устарели. В ту эпоху, когда корабли устаревали ещё на стапелях, нормальный, в принципе, результат, тем более пользу флоту они принесли, а два из них поучаствовали в русско-японской войне, на ролях, конечно, третьестепенных, но всё-таки в качестве именно боевых кораблей.

Читайте так же:
Обзор виски Johnnie Walker Double Black

Они уже задумывались стальными, но в итоге такими стали только три – дорого и коррозия, с которой ещё эффективно бороться не умели, а корабли эти крейсера, предназначенные для дальних походов и службы там, где нормальных баз нет и не предвидится. В итоге же – после походов на Дальний Восток корабли эти становились учебными, хотя свою страницу в истории флота они написали яркими красками. Например, «Разбойник» совершил две кругосветки, участвовал в основании Анадыря, посещал Англию. «Наездник» ходил на родину данного класса кораблей – Русский Север, где боролся с браконьерами и исследовал местные воды. Те же задачи были и у «Вестника» в 1893 году.

К 1904 году в Порт-Артуре находились два клипера – «Джигит» и «Разбойник», в ранге учебных судов. По понятным причинам яркой страницы давно устаревшие клиперы, переименованные на страх врагам, в крейсера второго ранга не внесли, но их моряки и пушки сражались на суше, а сами корпуса затопили при сдаче крепости.

Остальные же по-тихому списывали, дольше всех прослужил головной «Крейсер», в качестве транспорта «Волхов», а потом блокшива он дотянул до 1925 года. Остальные ушли раньше, как и та эпоха, которая породила парусно-винтовые корабли.

Клипер Катти Сарк в Гринвиче

Чуть дольше чайные клиперы продержались на шерстяных маршрутах из Австралии. Затем их собственники брали уже любые заказы на транспортировку грузов. Со временем клиперы стали из торговых судов переводить в учебные. Единственный чайный клипер, дошедший до наших дней, — Катти Сарк — стоит в лондонском Гринвиче и выполняет роль музея.
Однако до сих пор можно подняться на борт других быстроходных парусников. Например, последних «винджаммеров» или «выжимателей ветра». В конце 19 века они соединяли Европу с Австралией и Южной Америкой и по скорости лишь немного уступали клиперам.

Сейчас два винджаммера «Крузенштерн» и «Седов» находятся в России и принимают на борт учеников и стажеров. В этом году мы отправимся в несколько экспедиций на этих легендарных парусниках и приглашаем вас к ним присоединиться!

  • Шаг 1

Рисуем основу судна, его палубу и три мачты.

Изображаем уровень воды, которые доходит приблизительно до половины борта бригантины. С левой стороны судна рисуем бушприт — элемент, который выступает из носа судна. На мачтах рисуем реи, по четыре перпендикулярных на первых двух и две наклонных на третьей.

Изображаем такелаж бригантины, тросы которые удерживаю мачты, по четыре на первых двух и один на последней. В задней части борта рисуем подъем в виде прямоугольника.

На первой мачте изображаем парус.

Теперь дорабатываем его форму, подчеркивая каждую из четырех парусин дугой снизу. Также изображаем очертания паруса на второй и третьей мачте.

От бушприта на носу бригантины рисуем три троса удерживающих переднюю мачту судна. На центральной мачте подчеркиваем форму парусов, как в пятом

Дорисовываем три парусины на тросах, в передней части судна изображенных в прошлом шаге. И еще одну в задней части судна, которая крепится одним концом к мачте и двумя к палубе бригантины.

Более детальная прорисовка парусов, с изображением складок на них. Добавление пары тросов для подчеркивания формы судна, прорисовка веревочных лестниц, борта судна с подчеркиванием его текстуры и волн, по которым плывет корабль.

На данном этапе урок завершен. Вы можете оставить карандашный набросок или придать рисунку цвет. Желаем Вам творческих успехов!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector