All4smoke.ru

Про наркотики и зависимость
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Неизвестный Казимир Малевич: путь от импрессионизма к мистическим абстракциям и обратно

Неизвестный Казимир Малевич: путь от импрессионизма к мистическим абстракциям и обратно

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

 Пейзаж. На даче. / Краснознаменец Жарновский. (1932).Автор: Казимир Малевич.

«Дегенеративное искусство», «мазня», «психически нездоровый» художник. В первую очередь с этими словами ассоциируется имя Казимира Малевича — теоретика искусства, идеолога, философа, гения и безумца, входящего в пятерку самых ярких революционеров искусства мирового масштаба XX столетия. Но мало кто знает о творчестве Малевича раннего и позднего периодов — времени, когда он творил в стиле импрессионистов.

На сегодняшний день, вопреки неоднозначному мнению публики, полотна Малевича — «гордость лучших музеев мира и несбыточная мечта многих коллекционеров».

Малевич и импрессионизм: как все начиналось

«Пейзаж недалеко от Киева» (1930). Государственная Третьяковская галерея. Автор: Казимир Малевич.

В художественное наследие авангардиста Малевича, помимо шедевров супрематизма и кубизма, вошли и полотна «попроще», созданные в стиле импрессионизма. Они понятны и привычны для большинства любителей живописи, что разрушает годами сложившиеся легенды о сложном и непонятном безумце Малевиче.

 Автопортрет. 1910-1911. Государственный Русский музей. Петербург. Автор: Казимир Малевич.

Жизнь Казимира был наполнена трагедиями личностного и творческого характера, практически вся прошедшая в нищете. «Голодный и гонимый» художник своим трудом не заработал даже того, что сейчас дают за один его рисунок. И это не говоря о картинах, оценивающихся в десятки миллионов долларов.

Голова мальчика в шляпе. Начало 1930-х. Государственный Русский музей, С.-Петербург. Автор: Казимир Малевич.

Но тяга к рисованию была у него с раннего детства так велика, что не имея красок, сам их изготавливал из разных цветов глины и пытался ими рисовать.

Портрет матери. Около 1932. Государственный Русский музей.

Из воспоминаний матери художника Людвиги Александровны — сколько она помнила Казимира: «. он всегда что-то рисовал. Постоянно толок в ступке то синьку, то дубовую кору. Разводил краски, вязал кисточки из куриных перышек, из ниток. Когда не было бумаги, мог начать малевать свои картинки прямо на беленой стене. Ну откуда в нем это?»

Мужской портрет. 1933-1934. Государственный Русский музей, С.-Петербург. Автор: Казимир Малевич.

Отец же рьяно противился увлечению сына, питая надежды, что тот продолжит его дело. Но Казимира невозможно было вразумить ни угрозами, ни уговорами, его не могли охладить даже неудачи при поступлении в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, куда поступал дважды и проваливал экзамены, ни вечное безденежье, ни жизнь впроголодь.

Портрет ударника (Краснознаменец Жарновский). 1932. Государственный Русский музей.

В начале творческого пути Малевич был чистым импрессионистом около четырех лет, но его импрессионизм не был принят современниками. И в итоге постоянный поиск собственного стиля подвел художника к новомодному течению — авангарду.

 Церковь. (1905). Частная коллекция. Автор: Казимир Малевич

« Читающая женщина.(Портрет члена семьи художника).» (1906). Автор: Казимир Малевич.

И вот однажды в 1915 году произошло событие, о котором Малевич мечтал долгие годы своих мытарств. В одночасье пришла громкая и скандальная слава. Выставка 39-ти супрематических работ направления авангарда в Петербурге привела в шок не только публику, но и критику. Главным экспонатом был знаменитый «Черный квадрат», который был вывешен в углу выставочного зала наискосок — как икона. «Пусть ругали нещадно, зато заметили». И как бы там ни было в скорости русского авангардиста действительно заметили: с успехом прошли выставки его работ в странах Западной Европы.

Автопортрет. (Около 1910). Государственная Третьяковская галерея. Автор: Казимир Малевич

Авантюра с импрессионизмом

В 1928 году к тридцатилетию творческой деятельности художника Третьяковская галерея готовилась к его персональной выставке. И Казимир — теоретик, педагог и проповедник абстрактного искусства, возвращается к предметной живописи импрессионизма и создает серию работ в этом направлении.

Три женщины на дороге. Около 1930. Государственный Русский музей, С.-Петербург. Автор: Казимир Малевич.

Критики объясняли это по-разному: «старостью, политическим давлением, денежными трудностями и нависшей над авангардом угрозой со стороны власти». Были выдвинуты предположения, что художник просто закончил работу над картинами, начатыми больше 20 лет назад, а так же существовала версия, что специально для персональной выставки в 1928 году он создал копии работ, которые были вывезены из Союза в Германию.

Читайте так же:
Коктейль Boulevardier #3 Бульвардье #3

Цветущие яблони. Около 1930. Государственный Русский музей, С.-Петербург

Но более вескими были доводы французского исследователя и куратора Жана-Клода Маркаде: «Малевич переделал свой творческий путь согласно логическому (а не хронологическому порядку), реализованному в его трактовке искусства от импрессионизма к супрематизму» . И что примечательно, полотна, написанные в конце 20-х и начале 30-х годов Казимир датировал началом 19 века. С той целью, чтобы его не уличили в том, что он отошел от своих идеалов и принципов .

Цветочница. Около 1930. Государственный Русский музей, С.-Петербург. Автор: Казимир Малевич.

По истечению двух лет после выставки Малевича арестовали. Два месяца тюремных застенков дали о себе знать. Страшная болезнь подкосила здоровье Малевича и в мае 1935 года Казимира не стало.

Портрет жены художника. 1934. Государственный Русский музей. Автор: Казимир Малевич.

Последние годы жизни художник полностью отошел от супрематизма и абстракционизма и начал писать природу, которую так любил; портреты родных и знакомых. И как бы странно не звучало, в последние месяцы жизни прямо над его кроватью висела одна из первых его импрессионистских картин — небольшой этюд «Пейзаж с желтым домом».

Работница. 1933. Государственный Русский музей, С.-Петербург

Авангардизм же (не только супрематизм, но и импрессионизм)
исключился из необходимых советскому государству видов искусства.

Бульвар. (Около 1930). Государственный Русский музей. Петербург. Автор: Казимир Малевич.

Девушка без службы. Около 1930. Государственный Русский музей. Автор: Казимир Малевич.

На даче. Автор: Казимир Малевич.

Сестры. 1930. Государственная Третьяковская галерея. Автор: Казимир Малевич.

И еще раз о «Чёрном квадрате»

Нет такого творения в русском искусстве с более громкой славой, нежели «Чёрный квадрат» Казимира Малевича, ставшего настоящей вехой в истории живописи.

Автопортрет. Автор: Казимир Малевич

Это самое известное, самое обсуждаемое полотно художника-авангардиста. Всего их четыре. Первый и третий хранятся в Третьяковке, второй — в Русском музее в Петербурге. Четвертый находится в Эрмитаже. Приблизительная стоимость каждого «черного квадрата» по отдельности — более 20-30 млн. долларов. Картины эти на сегодняшний день не продаются.

Не мало интересна и личная жизнь знаменитого художника-авангардиста , наполненная трагедиями и неудачами, теплом и любовью близких.

  • Малевич К. По лестнице познания: Из неопубликованных стихотворений / Вступ. сл. Г.Айги (1991, тираж 1000 экз.)
  • Малевич К. Лень как действительная истина человечества. С прилож. ст. Ф. Ф. Ингольда «Реабилитация праздности» / Предисл. и примеч. А. С. Шатских (1994, серия «Библиотека Сергея Кудрявцева», тираж 25 именных и 125 нумерованных экз.)
  • Малевич К. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 1. Статьи, манифесты, теоретические сочинения и др. работы. 1913—1929 / Общ. ред., вступ. ст., сост., подг. текстов и комм. А. С. Шатских; раздел «Статьи в газете „Анархия“ (1918)» — публ., сост., подг. текста А. Д. Сарабьянова (1995, тираж 2750 экз.)
  • Малевич К. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 2. Статьи и теоретические сочинения, опубликованные в Германии, Польше и на Украине. 1924—1930 / Сост., предисл., ред. переводов, комм. Л.Демосфеновой; науч. ред. А. С. Шатских (1998, тираж 1500 экз., доп. тираж 500 экз.)
  • Малевич К. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 3. Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой. С прилож. писем К.Малевича к М. О. Гершензону. 1918—1924 / Сост., публ., вступ. ст., подг. текста, комм. и примеч. А. С. Шатских (2000, тираж 1500 экз.)
  • Малевич К. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 4. Трактаты и лекции первой половины 1920-х годов. С приложением переписки К. С. Малевича и Эль Лисицкого / Сост., публ., вступ. ст., подг. текста, комм. и примеч. А. С. Шатских (2003, тираж 1500 экз.)
  • Малевич К. Собрание сочинеий в пяти томах. Т 5. Произведения разных лет: Статьи. Трактаты. Манифесты и декларации. Проекты лекций, Записки и заметки. Поэзия. 2004.
  • Шишанов В. А. Витебский музей современного искусства : история создания и коллекции. 1918—1941. Минск: Медисонт, 2007. 144 с.
Читайте так же:
Коктейль Jam Sour Джем сауэр

Самые известные картины Казимира Малевича

Работы Казимира Севериновича Малевич знакомы практически всем, но понять их могут лишь единицы. Кому-то картины не нравятся демонстративной простотой, а кого-то покоряют с первого взгляда глубоким скрытым смыслом. Равнодушными они не оставляют никого. Художник творил в различных стилях, а мы представим вашему вниманию лишь самые известные картины живописца:

  • «Плащаница» (1908) — необычные узоры объединяют эту гуашь с произведениями народных мастеров;
  • «Женщина с ведрами» (1912) — яркий пример кубофутуризма в его классическом воплощении;
  • «Жатва» (1913) — в этой работе живописец явно наследует стилю Пабло Пикассо;
  • «Англичанин в Москве» (1914) — рассматривая холст, мы представляем, что чувствует иностранец, впервые оказавшийся в нашей стране;
  • «Черный квадрат» (1915) — самая знаменитая работа художника. Многие не в курсе, но на самом деле стороны «квадрата» различной длины;
  • «Супрематическая композиция» (1916) — самая дорогостоящая картина автора. В 2018 году ее продали на аукционе в США за 85,8 млн долларов;
  • «Яблоня в цвету» (1930) — очарование весенней природы художник передал в манере импрессионизма.
  • «Девушки в поле» (1932) — лиц не видно, автор изобразил аккуратные геометрические фигуры ярких цветов.

Казимир Малевич. «Девушки в поле», 1932

Смысл картины

Чёрный супрематический квадрат на белом фоне был первым и величайшим достижением супрематизма. Хотя за ним последовали красный и белый квадраты, но ни один из них не оказал такого сильного воздействия на публику. На выставке, произведение спровоцировало волну негодования.

Последняя выставка футуристов

Некоторые из критиков, понимавшие идею и намерения автора, чувствовали себя свидетелями великой революции в искусстве. Остальное большинство восприняло картину как провокацию и кощунство — в том числе из-за неслучайного расположения работы в пространстве выставки. Сам автор повесил их по диагонали в углу двух стен высоко над другими работами (преимущественно чёрными многоугольниками). Это место известно в православных домах как красный угол), то есть место, где помещается икона, так что это первый объект, на который нужно смотреть при входе в квартиру. Таким образом Малевич обнародовал и возвел черный квадрат в ранг священного и сделал его объектом поклонения.

Следует подчеркнуть, что изображение не было идеальным квадратом — одна из сторон была немного короче — на один миллиметр. Изначальное название шедевра «Четырёхугольник».

В последующие годы, мастер создал множество копий работы в различных форматах и ​​макетах и ​​даже в трехмерном варианте. Первая реплика была сделана примерно в 1923 году, вторая была написана для выставки в Третьяковской галерее в 1929 году. И, наконец, в 1932 году была создана четвертая версия. Он сказал, что «Черный квадрат» — это обнаженная икона, лишенная контекста, влияющая на зрителя посредством эмоционального, а не эстетического впечатления. Квадрат — основная фигура супрематизма. Вот откуда берутся следующие: крест и круг.

Читайте так же:
Коктейль The Vampire Diaries Фьюжн краш

Чёрный квадрат — это работа, которая не впечатляет ни замысловатыми деталями, живописными пейзажами, ни движущейся композицией, в нем нет ничего, что могло бы радовать глаз и привлекать зрителя. Однако, если вы присмотритесь, вы заметите, что квадрат не идеально ровный, текстура черного поля намного более гладкая, чем белый фон, покрытый более толстым слоем краски с видимыми мазками кисти. Это немного, но этого должно быть достаточно, потому что вместо того, чтобы очаровывать Black Square своей техникой и эстетикой интриги с тщательно продуманной философской концепцией. Это кристаллизация стремления Малевича к полному обновлению языка искусства. Картина 1929 года, находящаяся в Третьяковской галерее в Москве, является точной копией оригинала, сделанной самим художником.

После технологических исследований стало известно, что под квадратом есть еще два цветных изображения. Одно относится к кубофутуристическому периоду творчества художника, а поверх него размещается другое — которое нельзя отнести к супрематизму, поэтому считается, что оно относиться к протосупрематическому периоду. Также, исследователи сумели прочитать надпись, которая когда-то была нанесена автором. Она была сделана черным карандашом на белом фоне. Автор написал фразу: «Битва негров ночью». Как предполагают знатоки творчества Малевича, это, скорее всего, отсылка к деятельности французского художника Альфонса Алле. В 1882 году Алле нарисовал черный прямоугольник, заключенный в богатую рамку в стиле барокко, которую назвал «Битва негров в пещере поздней ночи».

Из-за плохого технического состояния картина находится под охраной консервации и не может покинуть здание, поэтому не так много возможностей любоваться ею вживую.

Квадрат Казимира Малевича называют «Джокондой ХХ века». Оно не только имеет высокий музейный статус, но и большое значение в поп-культуре и дизайне. Его супрематический манифест непростым для восприятия стилем. Он содержит множество ссылок на философские учения Ницше, Шопенгауэра и Бергсона, но также и на психоаналитические взгляды, теории Эйнштейна и Оствальда. Малевич придал своей теории почти мистический характер, окутал ее загадками и секретами.

Полностью поглощенный идеями супрематизма, живописец сжег все свои работы, написанные до 1909 года, которые, по его мнению, не соответствовали стандартам нового искусства. Поздние работы, вместо своего имени, он пометил его маленьким черным квадратом. Этот мотив часто присутствовал даже на весьма своеобразных похоронах художника в 1935 году. Скорбящие несли флаги с черным квадратом, катафалк, плащаницу и крышку геометрического гроба украшал чёрный квадрат, а первая надгробная плита имела форму куба с изображением черного квадрата на белом фоне. Таким образом, даже последнее прощание Казимира Малевича стало проявлением супрематизма — выражением свободы и отходом от окаменелой традиции.

Самые дорогие картины Малевича

Картины Казимира Малевича появляются на торгах крайне редко, так как в основном они находятся в музеях. На аукционы они попадают в тех случаях, если наследникам удается отсудить их у музеев или музеи вынуждены пойти на продажу части работ из-за бедственного положения. За период с 2000 по 2020 годы было продано на торгах всего 74 произведения художника. Рассмотрим несколько самых дорогих уходов.

Рекорд в продажах картин Малевича связан с работой «Супрематическая композиция». Художник написал ее в 1916 году, но вынужден был расстаться со своим детищем вот по какой причине. В 1927 году он показал картину на выставке в Берлине, однако там же ее и пришлось оставить, так как советские власти отказались продлять ему визу. Поскольку выставка продолжалась еще несколько месяцев, Малевич был вынужден оставить семь десятков картин на попечение Хуго Херинга. Забрать их художнику так и не удалось, так как из-за подозрений в шпионаже его больше не выпускали из СССР, а в 1935 году мастер скончался. В Германии картины едва не уничтожили как дегенеративное искусство, но Херинг успел продать их музею Амстердама, а позже пять из них отсудили наследники Малевича.

Читайте так же:
Как и с чем пьют мохито

К. Малевич. «Супрематическая композиция (Синий прямоугольник поверх красного луча)». 1916 г.

В 2008 году наследники выставили «Супрематическую композицию» на аукционе Sotheby’s и продали за 60 млн долларов. Однако в 2018 году она снова появилась на торгах, на этот раз в аукционном доме Christie’s. Здесь работа была продана за 85,8 млн долларов, став самой дорогой картиной Малевича, когда-либо уходившей с торгов.

Следующие два крупных ухода также связаны с пятью картинами, отсуженными наследниками у музея. Первая из них — это ««Мистический супрематизм (Черный крест на красном овале)». При взгляде на нее многие начинали искать религиозную подоплеку. Однако, как пояснял сам художник, его крест с религией не связан и является производной от базового элемента, то есть от черного квадрата. Если двигать квадрат в разных плоскостях, как раз и получится крест. Квадрат, крест и круг образуют, согласно супрематической теории художника, черный триптих. Последний и посвящен основным формам творения.

К. Малевич. «Мистический супрематизм». 1920–1922 гг.

В 2015 году картина появилась на аукционе Sotheby’s, но не сумела приблизиться к рекорду «Супрематической композиции». При заявленной начальной стоимости в 35-45 млн долларов картина ушла с молотка за 37,7 млн долларов. Тем не менее, эта сумма внушительная и превосходит совокупные продажи картин многих других известных художников.

Вторая картина называется «Супрематизм. 18-я конструкция». Работа была выполнена в 1915 году — в тот самый год, когда Малевич основал супрематизм. И является она одним из ярких символов этого художественного направления. По мнению художника, искусство представляет собой умение создавать конструкции на основании веса, скорости и направления движения. Если мы вернемся к фотографии выставки «0,10», то увидим там ряд картин с аналогичным сюжетом. Это полотно также появилось на торгах Sotheby’s в 2015 году и было заявлено в границах 31,6-47,3 млн долларов. Окончательная цена продажи в итоге составила 33,8 млн долларов.

К. Малевич. «Супрематизм. 18-я конструкция». 1915 г.

Отметим, что за последние 20 лет с аукциона ушло 74 работы Малевича, за которые новые владельцы суммарно заплатили 279,3 млн долларов.

Мы рассмотрели лишь наиболее показательные и дорогие картины художника, что не позволяет составить полное представление о его творчестве. Не удивляйтесь, если увидите подпись Малевича под реалистичным пейзажем, кубофутуристической композицией или работой в стиле импрессионизма. Он был разноплановым художником и пробовал себя в разных направлениях. И супрематизм — лишь наиболее яркое из них.

Творчество Малевича

Художник совершил революцию, сделал шаг, на который до него никто не мог решиться никто в мире. Он полностью отказался от изобразительности, даже от изобразительности раздробленной, которая до этого существовала в футуризме и кубизме.

Свои первые сорок девять полотен художник продемонстрировал миру на выставке, прошедшей в Петрограде в 1915 году – «0,10». Под своими работами художник разместил табличку: «Супрематизм живописи». Среди этих полотен был и знаменитый на весь мир «Черный квадрат», написанный в 1914-ом году (?), который вызвал яростнейшие нападки со стороны критики. Впрочем, эти нападки не стихают и по сей день.

Читайте так же:
Коктейль Antifreeze and Cucumber Антифриз в огурце

Уже в следующем году Казимир Малевич издал брошюру под названием «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм», в которой доходчиво обосновывал свое новшество.

Супрематизм в итоге оказал настолько огромное влияние не только на живопись, но и на архитектурное искусство Запада и России, что принес своему создателю воистину мировую славу.

Супрематизм Музыкальный инструмент Цветочница

Как и все художники нестандартного, «левого» направления, Казимир Малевич во время революции вел очень активную деятельность.

Художник занимался декорациями для первого спектакля Владимира Маяковского «Мистерия – буфф» в 1918-ом, он заведовал Художественным отделом при Московском совете. Когда перебрался в Петроград, то заведовал и преподавал в Свободных художественных мастерских.

В 1919-ом году, осенью, Казимир отправился в город Витебск, для того, чтобы преподавать в Народной художественной школе, которую организовал Марк Шагал, и которая вскоре преобразовалась в Художественно-практический институт. Он покинул Витебск лишь в 1922-ом году, чтобы вернуться в Петроград и работать на фарфоровом заводе, изобретать все новые и новые формы росписей, занимался изучением возможностей применения супрематизма в архитектуре.

В 1932-ом Малевич добился должности руководителя Экспериментальной лаборатории при Русском музее, где разработал теорию о «прибавочном элементе в живописи», которую выдвигал ранее.

В том же 1932-ом году Малевич внезапно вновь обратился к традиционному реализму. Возможно, это было связано с веяниями нового времени, но, так или иначе, а закончить этот новый период своего творчества Казимир Малевич так и не смог. В 1933 году он тяжело заболел, а два года спустя, в 1935 – скончался.

Наследие

Супрематизм все еще «живет», главным образом, благодаря своему влиянию на другие художественные направления. Конструктивизм очень похож на супрематизм, но движение, на которое супрематизм влияния больше всего, это конечно геометрический абстракционизм. Иногда очень сложно провести различие между этими двумя движениями. Наконец, самое главное, что сегодня многих художников можно отнести к супрематистам. Кажется, что дух наследия Малевича имеет большое влияние на практику современного искусства.

Для тех, кто хочет больше узнать о Казимире Малевиче и его высказываниях об искусстве, мы рекомендуем «Манифест супрематизма» — это книга, в которую вошли наиболее известные работы Малевича, в том числе картина «Черный квадрат на белом» 1913 года, которую вы могли увидеть в этом посте. Поскольку супрематизм был одним из самых ярких утверждений эстетической теории ХХ века, этот манифест определил радикальный стиль Малевича. Заявление о цели и намерении искусства, изложенное в его Манифесте в 65 утверждениях, выражало его взгляды на творчество, художника как личность и само искусство, и то, что реализм, которого ожидали любители искусства, не имел ценности в типе творчества. искусство, достойное создания. Для Малевича, искусство должно выражать в полной мере чувства и эмоции и игнорировать ожидаемые результаты и близость, которых требовали посетители галереи. По словам Малевича, супрематист не наблюдает и не трогает, супрематист чувствует.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector